РОСТ — Главная / О РОСТе / Пресса о РОСТе

30.07.08 ON-LINE КОНФЕРЕНЦИЯ РОСТ СИБИРИ «Финансовые гарантии туроператорской деятельности – год спустя» (STI)

Уважаемые коллеги!

 

РИАЦ STI открывает первую on-line конференцию «Финансовые гарантии туроператорской деятельности – год спустя», проводимую совместно с Региональным Отраслевым Союзом Туриндустрии Сибири.

Сегодня в студию STI пришли Председатель Правления РОСТ Сибири Виктор Ладыгин, юрист Союза Андрей Ветошкин и член Правления РОСТ Сибири директор РИАЦ STI Виталий Наумов.

На прямой связи со студией все полтора часа будут находиться члены Правления РОСТ Сибири руководители туроператорской компании «Гларус Турс» Юрий Чуйков и директор турагентства «Ольга-Райзен» Ольга Кобец.

Также на вопросы участников on-line конференции готовы ответить председатель Комитета по туризму Ханты-Мансийского АО Валерий Беспояско, председатель Комитета внешнеэкономического сотрудничества и туризма администрации Новосибирской области Дмитрий Микитченко и заместитель руководителя Агентства по туризму Республики Бурятия Елена Дамбуева.

 

Первый вопрос очевиден и адресован Председателю Правления РОСТ Сибири Виктору Ладыгину:

 

— На прошлой неделе РОСТ распространил Открытое письмо по поводу совершенствования механизма финансовых гарантий. В чем суть предложений РОСТа?

Виктор Ладыгин:

Предложения изложены в Открытом письме Регионального Отраслевого Союза Туриндустрии Сибири, направленноом нами в Государственную Думу, Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, органы законодательной власти сибирских субъектов Федерации, отраслевые профессиональные объединения.

Основной смысл нашего обращения заключен в стремлении обратить внимание представителей власти и туристской общественности на тот факт, что, несмотря на безусловную значимость введения финансовых гарантий туроператорской деятельности для туристской отрасли, механизм их применения далек от идеального. Как показывает практика решения конфликтных ситуаций, существующий сегодня механизм фиксированных финансовых гарантий по сути своей является входным барьером на операторский рынок, защищающим интересы узкой группы крупных российских туроператорских компаний, и не способен реально защитить интересы ни большинства участников рынка, ни конечного потребителя.

Мы предлагаем принципиально иную схему формирования механизма финансовых гарантий, предполагающую введение обязательного страхования ответственности оператора по каждому реализованному туру. Эта схема позволила бы привязать размер финансовых гарантий туроператора к реальному объему обслуживаемых туристских потоков. Покупает, например, турист тур стоимостью в $300, ответственность оператора страхуется на $300. Покупает тур за $3000, страхует ответственность на $3000.

 

 

Вопрос адресован представителям туристских администраций:

 

Считаете ли Вы существующий механизм обеспечения финансовых гарантий эффективным?

 

Дмитрий Микитченко:

 

Идеального не бывает, но практика за прошедший год и события с турецкими туроператорами показали высокую эффективность финансовых гарантий.

  

Валерий Беспояско:

  

Считаем, что до принятия новой редакции закона «132—ФЗ» никакого механизма не существовало. Таким образом, закон дал основу формирования гарантий для туристов. Для полной оценки его действия, особенно минусов, времени крайне мало. Имеющиеся случаи банкротства туроператоров не носят массового характера. Тем не менее страдают конкретные люди и государство должно придумать механизм их защиты. Возможно, что одним из них может стать механизм, который изложен в письме РОСТа Однако в условиях правовой безграмотности большинства туристов, необходимо продумать как они (туристы) узнают, что тур застрахован.

   

Имеют ли региональные власти возможности гарантировать деятельность турфирм, работающих на их территории?

 

Елена Дамбуева:

 

Прямого и полного регулирования и соответственно гарантию деятельности региональные органы управления не имеют, только, опосредованно через другие службы (миграционная, МВД, МИД, Ростуризм, Роспотребнадзор).

При реализации Межправительственного соглашения между КНР и РФ о безвизовых поездках  осуществляется государственная функция  контролирующая и регулирующая деятельность турфирм входящих  в это Соглашение.

Также формой гарантированности деятельности турфирм является привлечение турфирм (надежных) к участию в рекламных кампаниях, выставках и других мероприятиях рекламного и имиджевого характера.

 

 

 

Дмитрий Микитченко:

 

Юридически администрации субъектов РФ (областей) не имеют возможности гарантировать деятельность турфирм,работающих на территории субъекта Российской Федерации. Да это и не должно быть, т.к. существует система банковских страховых гарантий. В случае, если турфирма развивает инфраструктуру региона и является инвестором по строительству туробъекта, отнесенного к объектам приоритетного развития, то, в соответствии с действующим Законом НСО, турфирма-инвестор может получить гарантию администрации Новосибирской области.

  

Валерий Беспояско:

 

В некотором смысле можно гарантировать деятельность только тех фирм, в капитале которых есть доля государства.

 

 Александр Нисс, агентство турима «Вокруг света», г.Новокузнецк:

  

 

1. Работали с компанией DETUR. Она неожиданно «обанкротилась». Пришлось повторно оплачивать за отдых наших туристов. Сможем вернуть наши затраты? Наш гарант — Военно-страховая компания.

2. Какие наши действия? Какие документы предоставить и кому? Были ли такие случаи у других туроператоров?

  

 

Андрей Ветошкин:

 

Отвечу сразу на оба вопроса. Судя по Вашему вопросу, Ваша фирма является туроператором,  

которая повторно оплатила часть туристических услуг, входящих в турпродукт, после известия о банкротстве компании ДЕТУР и отказа отдельных поставщиков от оказания услуг, оплаченных Вашими туристами и входящих в этот турпродукт. Юридическая возможность возврата денежных средств, оплаченных Вашей фирмой повторно за туристов, существует, однако сделать это и добиться результата (фактического возврата денежных средств) будет нелегко.

В данном случае, с компанией ДЕТУР, многое зависит от отдельных деталей, а именно, как и кому Вы повторно перечисляли денежные средства, непосредственно ДЕТУР или отдельному поставщику услуг,  и как будет дальше развиваться ситуация с самой компанией ДЕТУР. Закончится ли дело в рамках процедуры банкротства или будет обнаружен состав уголовного правонарушения в действиях отдельных лиц компании.

Для того чтобы получить полный и обстоятельный ответ на Ваш вопрос, Вы можете обратиться в РОСТ, предоставив все имеющиеся у Вас документы.

  

 – Почему РОСТ считает, что существующий механизм финансовых гарантий неэффективен?

 

Виктор Ладыгин:

 

Давайте посмотрим на самый растиражированный СМИ конфликт – банкротство «Детура» и посчитаем. Страховое покрытие ответственности компании «Детур» составляет 10 миллионов рублей, то есть порядка $425 тысяч. Согласно озвученной в СМИ информации в Турции на момент банкротства по путевкам этого оператора отдыхало более 500 туристов. При этом глубина продаж достигала сентября. По оценкам экспертов, в настоящее время путевки от «Детура» имеют еще порядка 1,5 тысяч туристов. Деньги за оплаченные, но не состоявшиеся, туры этим туристам уже никто не вернет. Значит, они тоже обратятся за компенсациями к страховщику. То есть в среднем на туриста страховщик сможет компенсировать порядка $215. Это меньше, чем средняя стоимость тура, особенно если учитывать и перелеты из регионов.  

При этом по правилам выплаты страховщик должен начать после того, как соберет в установленном порядке претензии от туристов и определит общий размер претензий. Исходя из этой суммы, должны пропорционально компенсироваться потери граждан. Если сегодня эксперты оценивают ущерб, нанесенный «Детуром» потребителям в 18 миллионов рублей, совершенно очевидно, что страховщик, гарантировавший деятельность туроператора сможет компенсировать не более 55% реально подтвержденных затрат туристов.  

Такой ситуации можно было бы избежать, если бы страховали ответственность оператора по каждому проданному продукту.

 

Юрий Чуйков:

  

Механизм не эффективен, что и показывает практика. Тот же случай с ДЕТУР. Почему в момент объявления ДЕТУР банкротом турецкие отели просто начали выселять наших граждан из отелей или заставляли оплачивать?

  

Наталья Куцевол, директор компании «Африка», г.Новосибирск:

  

 – Не приведет ли введение обязательного страхования ответственности туроператора к удорожанию турпродукта и снижению конкурентоспособности участников рынка?

  

Виктор Ладыгин:

 

Оплата услуг финансового гаранта по определению заложена в турпродукт. Просто сегодня в выигрышном положении оказываются крупные туроператоры, так как в структуре их услуг приблизительно одинаковая страховая премия «раскладывается» на большее количество туристов. А финансовая нагрузка на туристов, приобретающих туры менее крупных туроператоров, значительно выше.

При страховании каждого проданного турпродукта этот дисбаланс выровняется, и конкурентоспособность региональных и нишевых операторов, составляющих большую часть туристского рынка, безусловно, повысится.

 

Юрий Чуйков:

 

Полагаю, что такое страхование будет стоить не более 0,5 - 1 % от стоимости путевки (по аналогии со «страховкой от невыезда»). Да, удорожает, - на 10 - 25 $ с человека, но это смешная цена за безопасность поездки гражданина РФ не только по России, но и за пределы страны, на предмет катаклизмов, цунами, банкротства туроператора или неисполнения обязательств туроператором по другим причинам. А на конкурентоспособностьэто не повлияет, если все участники рынка будут в равных условиях.

  

Наталья Куцевол, директор компании «Африка», г.Новосибирск:

 

Чем плох вариант увеличения фиксированной суммы финансовых гарантий, обсуждаемый близкими к Ростуризму операторами?

  

Виктор Ладыгин:

   

В свете высказывания первых лиц государства о необходимости повышения ответственности туроператоров нам видится два пути дальнейшего развития ситуации: увеличение абсолютного размера финансовых гарантий либо реструктуризация механизма их реализации. На первом, в частности, настаивают крупные российские операторы.

Однако, по нашему мнению, простое увеличение размера финансовых гарантий принципиально ситуацию не решит и страховое покрытие на 50 миллионов рублей не спасет в случае банкротства оператора, обслуживающего десятки тысяч туристов. Для того чтобы понять это достаточно просто разделить 50 млн рублей, например, на 50 тысяч туристов. А это цифры далеко не лидеров российского рынка.

В тоже время мы убеждены, что увеличенные фингарантии и следующее за ними повышение страховой премии отсекут от рынка значительное количество региональных и нишевых операторов, представляющих зачастую уникальные продукты, но в силу специфики своей деятельности имеющих ограниченные обороты. Механическое увеличение размеров фингарантий автоматически лишит их возможности заниматься туроператорской деятельностью. По нашему мнению, их уход с рынка сильно обеднит спектр выбора у конечного потребителя.

Показательно, что первый по настоящему серьезный инцидент, имеющий серьезные последствия для турбизнеса и клиентов, произошел именно с крупным оператором. А вот реальная ответственность небольших региональных и нишевых операторов покрывается существующими фингарантиями даже и без их увеличения. Поэтому мы ми выступаем за понятные финансовые гарантии, привязанные к реально обслуживаемым туроператором потокам туристов.

 

 Елена Зуева, директор турфирмы «КАССИ-Туризм»:

 

 

 – Cчитаете ли Вы, что существующий закон отвечает реалиям сегодняшнего дня?

  

Ольга Кобец:

 

На мой взгляд, основные положения законов, принятых на сегодняшний день, отвечают реалиям сегодняшнего дня не в полной мере. Но необходимо учитывать и то, что реалии в нашей стране меняются настолько быстро, что государственная система не может достаточно оперативно на эти изменения реагировать.

 

Виктор Ладыгин:

 

Мы считаем, что с точки зрения необходимости регулирования туристского рынка введение механизма финансовых гарантий, предусмотренного новой редакцией отраслевого закона, соответствует рыночным реалиям, но в то же время механизм его реализации требует пересмотра.

   

Валерий Беспояско:

 

Закон требует доработки в части распределения полномочий между  органами государственной власти (в законе не прописаны полномочия регионов), совершенствования механизма финансовых гарантий туроператоров, закрепления механизма обязательного наличия страхового полиса у туристов с минимальным набором страховых случаев .

 

Елена Зуева, директор турфирмы «КАССИ-Туризм»:

  

Есть ли юридическая практика, демонстрирующая потребителям, что финансовые гарантии туроператорской деятельности - реальны, гарантированы?

 

Андрей Ветошкин:

  

Да, существует такая практика обращения туристов в страховые компании за соответствующими выплатами, также существует и судебная практика взыскания денежных средств за некачественное оказание туристических услуг в тех случаях, когда страховые компании отказывают в выплате туристу.

  

Не опоздал ли РОСТ со своими инициативами?

  

Виктор Ладыгин:

 

Схему увязывания размера финансовых гарантий с реальными объемами туроператора РОСТ Сибири предложил еще в сентябре 2006 года у в ходе обсуждения поправок к ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». Она нашла поддержку у наших коллег в регионе.

К сожалению, лоббистские возможности крупных московских операторов оказались не сопоставимы с интересами среднего бизнеса, составляющего основу туристской отрасли. Был принят устраивающий их вариант закона, но, похоже, реалии сегодняшнего дня заставят туристскую общественность и законодателей вернуться к вопросу его оптимизации.

Сейчас, по нашему убеждению, рынок вновь стоит на распутьи и от того какое решение будет принято, зависит его дальнейшее развитие.

Поэтому мы и обращаемся за поддержкой к властям и туристской общественности.

 

 

Татьяна Малышева, эксперт Федерального агентства по техническому регулированию ООО «Алтайский центр сертификации» направила в адрес в адрес РОСТа следующие предложения:

 

1. Внести изменения в Закон «Об основах туристской деятельности» изменения, касающиеся финансовых гарантий туроператоров по организации въездного, внутреннего туризма.  Финансовые гарантии должны быть соизмеримы со степенью риска, а не всех подряд.

2. Разработать механизм оказания безопасных  туров спортивных (сплавов, спелеологических, горнопешеходных и др) совместно с МЧС, со страховыми фирмами.

3. Ввести реестр экскурсоводов (например, обязательное членство в саморегулируемой организации)

4. На данном этапе разработать и проводить категоризацию средств размещения  обязательно ( может быть через уведомительный принцип)

  

Виктор Ладыгин:

 

  

Предложения по внесению изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности» перекликаются с предложениями РОСТа. Мы тоже считаем, что ответственность туроператора должна быть соизмерима с реальными объемами его деятельности. Все остальные предложения лежат в сфере саморегулирования туристского рынка, чем активно занимается РОСТ.

  

Вопрос адресован представителям туристских администраций:

 

 –  Поддержат ли представители туристских администраций субъектов федерации инициативу турбизнеса по внесению в Государственную Думу предложений по поправкам к закону в части изменения механизма финансовых гарантий?

  

Дмитрий Микитченко:  

 

Вопрос риторический, (поправки необходимо сформулировать) если поправки будут поддержаны туроператорами и агентствами области, будут достаточно здравыми, то комитет по туризму НСО обязательно поддержит их внесение в ГосДуму и будет активно способствовать их принятию. Учитывая, что время конференции подходит к завершению, я (Микитченко Д.В.) благодарю всез за участие, за содержательные вопросы и приглашаю всех заинтересованных в развитии Новосибирского туризма организации и граждан к сотрудничеству, к работе в областном совете по туризму, в разработке логотипа и дивиза Новосибирской области как туристческого региона.

  

Валерий Беспояско: 

 

 

Поддержит, если они будут проработаны.

   

Елена Дамбуева:

  

Думаю, что поддержим, если поправки к закону в части изменения механизма финансовых гарантий будут ясно и четко разработаны и поддержаны туристским региональным сообществом.

Хотя  в течение года  в республике Бурятия не было официально зарегистрировано страховых случаев с туристами считаю, что поправки, влияющие на изменения механизма финансовых гарантий могут иметь место, если они направлены на дальнейшее формирование цивилизованного рынка

  

Вам не кажется, что этот закон в части применения финансовых гарантий противоречит антимонопольному законодательству?

  

Андрей Ветошкин: 

 

В настоящее время в РФ зарегистрировано несколько тысяч туроператоров, поэтому говорить о нарушениях антимонопольного законодательства в этой плоскости нельзя.

  

Открытое письмо по поводу оптимизации механизма фингарантий – единственное «телодвижение» РОСТа в отношении этой части закона?

  

Виктор Ладыгин:

  

  Помимо работы по совершенствованию законодательства, РОСТ взял на себя задачи формирования цивилизованного информационного рынка. В этом направлении мы предпринимаем целый ряд шагов.

Сегодня очевидно, что у закона слабое информационное обеспечение. Например, недавно одно из печатных СМИ, являющихся лидером рынка по тиражам, опубликовало в разделе юридических консультаций клиентам вопиюще неграмотный материал, из которого, например, следует, что турфирмы, не имеющие фингарантий, занимаются незаконной предпринимательской деятельностью. На подобные консультации, затрагивающие деловую репутацию не только членов нашего Союза, но и всех добросовестных участников туристского рынка мы не могли не отреагировать. В редакцию издания нами направлено письмо с указанием на допущенные ошибки и рекомендацией публично исправить их. Если наше обращение останется незамеченным, мы намерены отстаивать честь и достоинство добросовестных участников туристского рынка в судебном порядке.

 

  

Уважаемые коллеги!

Время, отведенное на провведение первой on-line конференции, истекло. Мы благодарим наших участников и надеемся на продолжение нашего сотрудничества в дальнейшем.