РОСТ — Главная / О РОСТе / Пресса о РОСТе

30.04.08 Саморегулирование – не самоцель, а инструмент формирования цивилизованного рынка

22 апреля состоялось заседание Правления РОСТ Сибири, на котором было принято принципиальное для дальнейшего развития Союза решение: РОСТ Сибири создает саморегулируемую организацию. О том, как принималось это решение, и какое влияние оно может оказать на туристскую отрасль региона читателям STI рассказал председатель Правления РОСТ Сибири Виктор Ладыгин

 

СРО должны работать в конкурентной среде

 

STI: Саморегулирование это осознанная необходимость или дань моде?

 

Задача формирования профессионального объединения, основанного на принципах саморегулирования, была обозначена в качестве приоритетной еще Учредительным съездом союза, состоявшимся в январе 2006 года. Если Вы помните, тогда отечественный турбизнес стоял на распутье. Власти определялись, по какому пути пойдет развитие отрасли. Вопрос об отмене лицензирования был уже предрешен, а федеральный закон «О СРО», казалось, навеки застрял в Государственной Думе на стадии второго чтения. Поэтому в саморегулировании члены создаваемого союза видели альтернативу административным формам регулирования рынка.

 

STI: Тот факт, что решение о создании СРО совпало с аналогичными решениями ряда профессиональных туристских объединений, включая Ассоциацию Туроператоров России (АТОР), не является стремлением застолбить приоритет?

 

Ни в коей мере. Я убежден, что в этом вопросе не должно быть никаких приоритетов. СРО, как и турфирмы, должны работать в нормальной конкурентной среде. Только тогда можно говорить о реальном саморегулировании. Конкурентные преимущества различных СРО должны определяться в первую очередь их потенциалом и ресурсами, которыми организация может обеспечить свою деятельность, начиная от разработки стандартов и правил предпринимательской деятельности, и, заканчивая созданием структур, предусмотренных законодательством. А тот факт, что несколько организаций практически одновременно заявили о своем намерении создавать СРО, свидетельствует о том, что вопрос этот для нашего рынка действительно актуален. И то, что после принятия ФЗ прошло четыре месяца, также подтверждает, что данному решению предшествовала серьезная подготовительная работа.

 

На двух стульях сидеть не будем

 

STI: Как протекала эта работа в РОСТе?

 

В феврале этого года делегаты III съезда РОСТ Сибири единогласно приняли решение о создании СРО. Определиться с тем, в какой форме оно будет создано, съезд поручил Правлению. В течение следующих двух месяцев был проведен опрос членов союза, совместно с юристами шла работа над проектом устава. В марте первые итоги работы были рассмотрены на открытом заседании правовой комиссии Союза, где были выработаны конкретные рекомендации для Правления. В итоге 22 апреля Правление приняло решение о том, что РОСТ Сибири выступит учредителем СРО.

 

STI: Существовали ли альтернативные варианты?

 

Да, съезд рассматривал три результативных варианта: преобразование Союза в СРО, учреждение СРО и вхождение РОСТ Сибири в существующее СРО. Еще один – взять паузу и ориентироваться по конъюнктуре – был отвергнут делегатами съезда.

 

STI: Почему в итоге предпочтение было отдано варианту учреждения отдельной организации?

 

Как я уже говорил, создание СРО не является для нас самоцелью. Поэтому при принятии решения мы прогнозировали возможные варианты развития ситуации и взвешивали возможные последствия. С одной стороны, мы не намерены отказываться от продекларированных приоритетов и должны соответствовать развивающемуся законодательству. С другой стороны, принимаемые нами решения не должны принести ущерб нашей организации.

Вопрос преобразования в СРО предпочтителен для ассоциаций, объединяющих только субъекты, непосредственно ведущие туристскую деятельность, к каковым, например, относится АТОР. Тогда как РОСТ практически на четверть состоит из так называемых «попутчиков», чьи интересы находятся в туристской отрасли, но род деятельности туристским не является. К ним относятся маркетинговые компании, образовательные учреждения, специализированные СМИ, государственные органы управления туризмом.

Между тем ФЗ предполагает разработку и утверждение правил и стандартов, которые трудно применить к таким членам РОСТа. Мне, например, не совсем понятно, какую информацию в соответствии с п.4 статьи 7 должно будет доводить СРО до потребителей услуг скажем РИАЦ STI или Новосибирского центра сертификации и мониторинга качества продукции, не говоря уже о Государственном комитете по туризму Республики Хакасия. А главное заключается в том, что у этих организаций объективно нет мотивации для прямого членства в туристской СРО.

В то же время в нашем понимании задачи РОСТа, как объединения различных субъектов туристского рынка шире и разнообразнее, чем регламентированные законом задачи СРО. Поэтому саморегулируемую организацию нашего Союза мы изначально предлагали рассматривать только в качестве инструмента, эффективного рычага формирования цивилизованного рынка в сибирском регионе.

Мы долго обсуждали различные варианты образования СРО, и в итоге возобладала точка зрения, предполагавшая именно утилитарный подход к решению вопроса. Если закон требует, чтобы было создано отдельное юридическое лицо – мы его создадим. Фактически же СРО будет заниматься теми вопросами, которые в течение двух лет с той или иной степенью успеха решала комиссия РОСТ Сибири по этике.

 

STI: Как в таком случае будут учтены интересы «попутчиков» и не получится ли, что турфирмам в РОСТе придется «сидеть на двух стульях»?

 

Схема, которую Правление РОСТа предложит внеочередному съезду, будет учитывать интересы как всех членов РОСТа, так и обеих организаций. СРО РОСТа объединит, входящих в Союз турфирмы. Все остальные организации останутся только членами РОСТа. При этом РОСТ продолжит решать те уставные задачи, которые не войдут в компетенцию СРО. В первую очередь PR- и маркетинговые вопросы, выполнение функций коллективного представителя и коллективного заказчика.

Что касается вопроса о «двух стульях», как я понимаю, Вы предполагали, прежде всего, финансовую составляющую членства в двух организациях. Съезду мы рассчитываем предложить схему, которая позволить избежать дополнительных затрат для туристских фирм – членов РОСТа. Сейчас членский взнос в РОСТе превышает установленные законом размеры обеспечения имущественной ответственности. По итогам прошлых лет РОСТ имеет профицит бюджета и речь идет о некотором перераспределении финансовых потоков, который бы позволил нам решить главную задачу: соблюсти интересы наших членов с тем, чтобы не потерять никого из них.

 

Ближайшие перспективы

 

STI: С какими сложностями на пути к саморегулированию может столкнуться РОСТ в ближайшее время?

 

Главная проблема ближайшего времени связана с тем, что закон не обеспечен соответствующей нормативной базой. В частности, не определен уполномоченный федеральный орган, в компетенцию которого отнесено ведение реестра СРО, соответственно, не определен сам порядок их регистрации.

Из наших первоочередных шагов я бы отметил разработку стандартов и правил предпринимательской деятельности, создание предусмотренных ФЗ контрольных и административных органов. Но до этого, как я уже говорил, будет проведен внеочередной съезд РОСТ Сибири, которому предстоит утвердить разработанный с привлечением практикующих юристов Устав СРО РОСТа.

 

STI: РОСТ Сибири будет единственным учредителем СРО?

 

Сегодня потенциал РОСТа и материальный, и интеллектуальный позволяет самостоятельно решать вопросы создания СРО. Число туристских организаций, входящих в Союз, превышает установленный законом минимум. Однако существует еще значительное количество компаний, так или иначе участвующих в мероприятиях РОСТа, будь то формирование коллективных заказов на изготовление защищенных бланков туристских путевок, участие в образовательных семинарах РОСТа или ежемесячных заседаниях Директорского клуба.

Поэтому, я хочу воспользоваться предоставленной мне возможностью и пригласить к сотрудничеству как отдельные туристские фирмы сибирских регионов, так и работающие на этом рынке профессиональные туристские объединения. Объединив усилия, мы сможем решать более грандиозные задачи и в рамках РОСТа, и в рамках его СРО.

Я также хочу пригласить к сотрудничеству, а в перспективе к членству в РОСТе и организации, работающие в смежных с туризмом отраслях. Накопленный Союзом опыт решения сложных вопросов может быть полезен и перевозчикам, и страховым компаниям, и другим участникам рынка. Особенно хочу обратить внимание на следующую информацию. В соответствии с решением III съезда РОСТ Сибири региональные туристские администрации освобождены от уплаты вступительного и ежегодного членского взноса. Для того, чтобы быть членом крупнейшего в регионе профессионального объединения им достаточно только разделять задачи Союза и участвовать в его работе, направленной, в конечном итоге, на формирование в нашем регионе цивилизованного туристского рынка. А это - общая задача.