|
РОСТ — Главная / Полезная информация Предложения комиcсийПредложения комиссии по СМИ и выставкам по изменению концепции «ТУРСИБ-2008» Для того чтобы внести результативные коррективы в концепцию проведения новосибирской выставки «Турсиб», следует обратиться к анализу формата и сроков его проведения с учетом существующего международного и российского опыта проведения отраслевых экспо-мероприятий. Формат Современная практика организации экспо-мероприятий туристской тематики предполагает их структурирование в зависимости от целевой аудитории, решаемых участниками задач, формата и сроков проведения по следующим группам: 1. Ярмарки-продажи путевок Приоритетная задача: реализация конечного турпродукта Экспоненты: туристские агентства и операторы, ориентированные на розничную реализацию турпродукта Посетители: потенциальные покупатели конечного туристского продукта Формат: выставка-ярмарка Сроки проведение: начало сезона 2. Рабочие встречи Приоритетная задача: доведение информации о туроператорском продукте до турагентств Экспоненты: туроператоры Посетители: турагенты Формат: workshop (однодневный, минимизированный по оборудованию) Сроки проведения: по завершении турбирж до начала высокого сезона 3. Туристские биржи Приоритетная задача: заключение стратегических договоров, формирование и представление туроператорского продукта Экспоненты: туроператоры, хотельеры, перевозчики Посетители: турагенты Формат: 2-3 дневная выставка (комплектация стендов с возможностями для организации переговорных процессов), возможно ведение предварительной записи встреч Сроки проведения: 2-6 месяцев до начала высокого сезона (в зависимости от специфики национального/регионального турбизнеса). 4. Бизнес-форумы Приоритетная задача: обсуждение ключевых вопросов отрасли, формирование стратегических направлений ее развития Участники: представители туристического бизнеса и отраслей смежных с туризмом, гос. органов Формат: конференции, работа по секциям и иные формы. Сроки: вне высокого сезона В предложенной к рассмотрению концепции новосибирской выставки ее позиционирование, основанное на реалиях отраслевого выставочного движения, фактически отсутствует. В настоящее время организаторы «Турсиба» пытаются объединить в рамках единого мероприятия несколько концептуально различных направлений отраслевых выставочных мероприятий, обладающих различными, зачастую взаимоисключающими, параметрами. Исходя из заявленной концепции, «Турсиб» представляется как универсальное мероприятие, пытающееся охватить все ниши туристской деятельности и смежных с туризмом отраслей. Это проявляется как в постановке задач мероприятия, так и в смешении форматов его проведения, отсутствии четко обозначенных целевых аудиторий экспонентов и посетителей. Так, например, организаторы выставки ставят задачей привлечь в качестве посетителей как специалистов туристического бизнеса, так и «рядовых посетителей» - покупателей конечного продукта. При этом не учитывается специфика турбизнеса и, в первую очередь, тот факт, что формирование, продвижение и реализация турпродукта являются процессами, разнесенными по времени, месту и субъектам, участвующим в процессе. Между тем, попытка объединить в рамках одного мероприятия различные форматы неизбежно ведет к ущемлению интересов участников (экспонентов), вынужденных принимать (или не принимать) концепцию мероприятия, не совпадающую с их приоритетными задачами, корректировать сроки реализации этих задач и общаться с не интересующей их целевой аудиторией. Календарь Решение о переносе «Турсиба» на апрель, принятое в 2004 году, объективно ограничило перспективы развития выставки в качестве туристской биржи, фактически сведя решаемые экспонентами задачи до задач workshop-а, что и констатируют авторы концепции: «По проведенному опросу руководителей турфирм, раздача каталогов занимает у компании до 80% выставочного времени и всего 10% приходится на переговоры». Но и в этой нише они вынуждены конкурировать не только с региональными выставками, но и с workshop-ами, чей формат даже авторами концепции признается более эффективным. Всего в апреле 2007 года, по данным ИА «Туринфо», только в России проводилось 29 отраслевых мероприятий, не считая региональных workshop-ов. В том числе 13 мероприятий проводилось непосредственно в сроки проведения выставки «Турсиб». В сибирском регионе во второй декаде апреля помимо новосибирского «Турсиба» проводятся красноярская выставка «Енисей» и транзитный Workshop STI (Омск-Новосибирск-Красноярск), что существенно ограничивает возможности новосибирской выставки в плане привлечения, как участников, так и посетителей, и, безусловно, не идет на пользу ни самому «Турсибу», ни региональному туристскому рынку в целом. Часть экспонентов «Турсиба» после переноса сроков его проведения и фактического изменения концепции мероприятия вынуждена искать альтернативные пути продвижения операторского продукта, о чем свидетельствует статистика мероприятия Статистика апрельского «Турсиба» Официальный каталог "Турсиба-2007" содержал информацию о 184 компаниях, включая местные газеты бесплатных объявлений и производителей сувениров. Причем, некоторые из этих экспонентов не присутствовали на выставке даже заочно. При этом туроператорский сегмент «Турсиба» не превышал четверти от заявленного числа экспонентов. В официальном каталоге "Турсиба-2006" значится 185 участников, что на четверть меньше чем в 2004 году, когда «Турсиб» последний раз проводился в феврале. Изменения происходят не только в количественном, но и в качественном составе участников. Сокращается представительство национальных офисов. В 2004 году участие в «Турсибе» принимали 12 представительств туристских администраций дальнего зарубежья, в 2005 – 8, в 2006 – 6. Кроме того, на "Турсибе-2007" по различным причинам отсутствовали традиционно участвовавшие в выставке администрации Красноярского края, Омской, Томской и Тюменской областей. Перспективы Исходя из заявленного авторами концепции позиционирования «Турсиба», как «выставки международного масштаба, входящей в пятерку ведущих туристических выставок России», а также стремления расширить экспозиционную часть за счет формирования новых разделов (SPA, MICE) и ввести в программу элементы бизнес-форума, актуальным становится вопрос о переносе сроков ее проведения. В частности, при обсуждении конгрессной составляющей выставки на совещании в администрации Новосибирской области, состоявшемся 28 ноября, руководитель отраслевого комитета Дмитрий Микитченко отмечал: «Можно было бы пригласить на выставку всех крупных перевозчиков и попробовать на площадке «Турсиба» обсудить совместную работу до, а не тогда, когда у нас остается месяц до выполнения программы». Не случайно крупнейшие российские отраслевые выставки, проводящиеся в формате турбирж, или претендующие на этот статус (MITT, ITM, Intourfest) проводятся в феврале-марте, т.е. с достаточным временным запасом до открытия высокого сезона. Это же характерно и для международных турбирж (Мадрид, Берлин, Милан, европейские региональные выставки). В апреле перед турбизнесом в маркетинговом плане реально стоят задачи, решаемые в формате workshop. Какое-либо обсуждение стратегических вопросов в апреле просто неактуально. Оставаясь на апрельских сроках, «Турсиб» объективно обречен на развитие в этом формате в условиях конкуренции с аналогичными региональными выставками и рабочими встречами. Перспективы вывода «Турсиба» на реальный международный уровень с нашей точки зрения возможны при выполнении следующих условий: - четкого позиционирования выставки в формате туристской биржи с элементами бизнес-форума; - структурирования экспозиции выставки, исходя из заявленной концепции; - переноса сроков ее проведения на февраль-март. В целом интересы туристского рынка сибирского региона требуют синхронизации календаря выставочных мероприятий туристской тематики в сибирском регионе и координации деятельности основных выставочных операторов. РОСТ Сибири готов принять участие в дальнейшей детальной разработке концепции «Турсиба», учитывающей высказанные предложения. 22 мая состоялось очередное заседание правовой комиссии РОСТ Сибири. На рассмотрение комиссии были вынесены проекты Положения о туристском реестре НСО и Кодекса профессиональной этики предприятий туристской индустрии НСО, предложенные к рассмотрению областного совета по туризму. Члены комиссии утвердили следующие поправки в проект Положения.
Поправки к проекту Положения
«О туристском реестре Новосибирской обасти», предлагаемые Саморегулируемой Общественной Организацией «Региональный Отраслевой союз Туриндустрии Сибири – РОСТ Сибири» п. 10 абзац 4 изложить в следующей редакции: «наличие или отсутствие категории…» далее по тексту
п. 12 абзац 2: «Заявитель вправе дополнительно приложить к заявлению имеющиеся у него рекомендации органов государственной власти, а также иные документы» исключить.
Мотивация: реестр ведется в заявительном порядке, включение в него не требует рекомендаций. п. 24 абзац 1 заменить «могут быть опубликованы» на «направляются для публикации»
п. 24 абзац 5 заменить «(организаций)» на «(субъектов туристской деятельности и субъектов туристской индустрии)»
Мотивация: упомянутые субъекты могут иметь правовую форму индивидуального предпринимателя п 24 абз 9 «сведения об отзыве свидетельства о регистрации» исключить как противоречащий принципу добровольности формирования туристского реестра, декларируемого п.4. настоящего Положения и п.1 Статьи 2 Закона Новосибирской области «О государственной поддержке развития туристской индустрии в Новосибирской области».
п. 25 начать со слов «Иные сведения…»
Мотивация: понятие «иные сведения» вводится абзацем 11 п. 24 в отношении сведений Туристского реестра, не подлежащих публикации. Либо исключить пункт 25 Приложения:
Форму Заявления на внесение в реестр сделать произвольной либо убрать обязательства турфирм.
Мотивация: приведение в соответствие с п.1 Статьи 2 Закона Новосибирской области «О государственной поддержке развития туристской индустрии в Новосибирской области». Требования обязательного участия субъектов туристской деятельности в проводимых уполномоченным подразделением администрации статистических обследованиях нарушают принцип добровольности формирования туристского реестра, декларируемый п.4. настоящего Положения и п.1 Статьи 2 Закона Новосибирской области «О государственной поддержке развития туристской индустрии в Новосибирской области». Приложение 4 переименовать в «Анкета субъекта туристской деятельности»
Мотивация: ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» ведение реестра туроператоров отнесено к исключительной компетенции федеральных органов исполнительной власти Приложение 4 дополнить примечанием «пункты 1-12 обязательны к заполнению».
Мотивация: информация, запрашиваемая в пп. 13-15 выходит за рамки формы Туристского реестра, предусмотренной п. 15 настоящего оложения и Приложением 7. пункт 12 Приложения 4 заменить на «перечень оказываемых услуг»
Приложение 5 переименовать в «Анкета субъекта туристской индустрии»
Приложение 5 дополнить примечанием «пункты 1-12 обязательны к заполнению».
|