РОСТ — Главная

ФАТ ответил на вопросы РОСТа

13 апреля в Новосибирске в ходе встречи с представителями регионального турбизнеса на пресс-конференции, проведенной в рамках выставки "Турсиб", начальник правового управления Федерального агентства по туризму Евгений Писаревский ответил на вопросы, подготовленные членами Регионального Отраслевого Союза Туриндустрии Сибири.

О типовой форме договоров. Когда будут утверждены и опубликованы типовые формы договоров, разрабатываемые Ростуризмом?
Ростуризм не разрабатывает никакие типовые формы. В законе определяется один правовой акт, принимаемый и утверждаемый правительством. Это «Порядок оказания услуг по реализации туристского продукта». Мы его разработали и согласовываем. Идея с примерными формами исходит не от нас. Она исходит от ассоциаций страховщиков, банков, ассоциаций туроператоров России, которые с ними работают и предлагают нам различные варианты этих форм. Мы постоянно в течение двух месяцев вели работу и со страховщиками, и с банковским сообществом, чтобы эти формы унифицировать. В настоящий момент примерную форму банковской гарантии мы согласовали. Она будет рекомендоваться для членов ассоциаций туроператоров, российских банков. По страховщикам остался один вопрос, связанный со страховым случаем, но я думаю, что он тоже разрешится. Поэтому речь идет о том, что вы можете брать на себя ответственность, ваши ассоциации, ваши субъекты, разрабатывать такие формы для членов своих ассоциаций. Мы готовы подсказать, уточнить, согласовать. Главное, чтобы эти формы не противоречили закону. Со временем, когда будет обобщена практика, может быть, мы выйдем на определенный уровень, как, допустим, Федеральная таможенная служба делает примерные формы банковских гарантий, но у них система более сложная. У них есть и уполномоченные банки, и уполномоченные страховые компании. И то у них были сначала типовые формы, потом они пришли на примерные формы. А разница здесь есть. Типовая форма несет некий элемент обязательности, а примерная – только рекомендации.

Отношения между какими субъектами рынка они будут регулировать?
Субъектами рынка являются банки, бенефициары, принципалы, страховщики, страхователи, выгодоприобретатели.

При реализации услуг санаторно-курортного комплекса и детских оздоровительных лагерей какой тип договора должен применяться между данной базой размещения и туристской организацией? Туристской организацией и потребителем?
Санаторно-курортный комплекс, санаторно-курортные организации по общим правилам имеют лицензию на медицинское обслуживание, лицензию на медицинскую деятельность, в рамках которой предоставляется санаторно-курортное обслуживание. Если речь идет о турпродукте, который включает в себя элементы лечебной, медицинской деятельности, то тогда этот договор должен соответствовать требованию законодательства об охране здоровья граждан, требованию постановления правительства о лицензировании медицинской деятельности. Если речь идет о предоставлении просто услуги размещения, без лечебных услуг, то тогда заключается договор со средством размещения, договор на оказание туристской услуги, где определяются условия ваших взаимоотношений с гостиницей.

Какими дополнительными критериями при включении в реестр будет руководствоваться Ростуризм? Будет ли влиять на принятие решения такие факторы, как система налогоучета, размер уставного капитала?
Нет, влиять не будет. Критерии у нас одни: должно быть финансовое обеспечение, должны быть документы, которые я перечислил. На основании каких правовых документов положение о законодательных актах полномочия контролирующего органа в области туризма переданы Роспотребнадзору? Это называется постановление правительства от 30 июня 2004 года №322 «Об утверждении положения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Полномочия и функции в сфере защиты прав потребителей определяется пунктом 5.1, подпунктом 5.1.2, 5.1.3. Речь здесь идет о том, что все эти полномочия теперь только у Роспотребнадзора. Конкретные полномочия по контролю за правилами и порядками оказания услуг и выполнения работ при продаже товаров также осуществляется органами Роспотребнадзора. Мои рекомендации, в том числе органам на местах, чтобы заранее заключались соглашения, возможно, на уровне ассоциаций, чтобы с одной стороны просвещали этих людей, потому что при слиянии Госторгинспекции с санитарно-эпидемиологической службой, Госторгинспекция и защита прав потребителей отошли на задний план, а на первое место вышли санитарно-эпидемиологические службы, которые выполняют очень важную функцию, но тем не менее на федеральном и на региональном уровне эта функция у них. У Ростуризма контрольных полномочий нет. Поэтому я думаю здесь нужно взаимодействовать, разъяснять, обмениваться информацией. Что касается содержания их проверок, то они будут проверять то, что установлено в «Порядке...»: порядок предоставления информации туристу, чтобы он соответствовал закону о защите прав потребителей, контроль за качеством услуг, то есть все в пределах нашего закона и закона о защите прав потребителей.

Прокомментируйте следующее противоречие проекта «Порядка оказания услуг по реализации туристского продукта»: информация о потребительских свойствах турпродукта предусматривает внесение в договор детальной информации, которая дублируется в турпутевке. Возможно ли избежать этого дублирования? Просим разъяснить, каким образом исполнитель может взять плату за дополнительные услуги без согласия потребителя?
Во-первых, противоречий никаких нет. Турпутевка выполняет публично-правовые фискальные функции, в настоящий момент это бланк строгой отчетности, а правовые последствия исполнения обязательств, правовые отношения оформляются договором. Поэтому противоречий никаких нет, они выполняют разные функции, суть этих документов по сравнению с законом действующим, который прекращает свое действие 1 июня, не изменились. Что касается путевки, то вы знаете, что путевку Тур-1 продлили да 1 сентября, мы в настоящее время разработали новый бланк строгой отчетности, который отправлен на согласование в Минфин. Сейчас предпринимаем все усилия, чтобы этот документ вышел к 1 сентября, чтобы не было переходного периода. Теперь что касается согласия потребителя. Каким образом исполнитель может взять плату за дополнительные услуги без согласия потребителя? Если услуга оплачена, значит, была соглашенность с потребителем. Я думаю, что это просто непонимание вопроса. Это пункт 3 статьи 16 закона о защите прав потребителей и просто его надо внимательно почитать. Мы, когда готовили документ, это акт подзаконный, не могли выходить за пределы федерального закона о защите прав потребителей и закона о туристской деятельности. Многие положения проводились через нашу практику, с учетом нашей специфики, но, тем не менее, концептуальные нормы не противоречат закону о защите прав потребителей и развивают его положения только в части возможных и допустимых.