РОСТ — Главная / Вопросы РОСТу

Консультации юриста

Претензионный пакет

 

При участии Регионального Отраслевого Союза Туриндустрии Сибири STI возобновляет рубрику юридических консультаций. Практикующий юрист РОСТ Сибири Андрей Александрович Ветошкин готов ответить на страницах STI на общие вопросы, возникающие в ходе практической деятельности у специалистов туристской отрасли.

 

Первый комментарий посвящен вопросу, приобредшему особую актуальность в связи с общеизвестными случаями банкротства крупных игроков отечественного туристского рынка:

 

Какие рекомендации должны дать сотрудники турагентства клиентам для защиты их интересов в случае неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта

 

В соответствии с действующим законодательством РФ, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором (турагентом) обязательств по договору о реализации туристского продукта турист и (или) иной заказчик туристского продукта имеет право предъявить претензию турагенту или туроператору в связи с нарушением условий договора. 

Претензионный (досудебный) порядок предъявления претензии предусмотрен Федеральным законом РФ от 24.11.1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», Правилами оказания услуг по реализации туристического продукта, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 года № 452.

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туроператору в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензий.

В соответствии с вышеуказанными Правилами, претензии в связи с нарушением условий договора о реализации туристского продукта предъявляются потребителем исполнителю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ГК РФ, Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ» и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Правилами оказания услуг по реализации туристического продукта определены понятия исполнителя по договору реализации туристического продукта. Под исполнителем понимаются туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта или от имени которого заключается этот договор, а также турагент, действующий на основании договора с сформировавшим туристский продукт туроператором и заключающий с потребителем договор о реализации туристского продукта от своего имени, но по поручению и за счет туроператора.

В соответствии с законодательством РФ исполнитель несет ответственность:

за ненадлежащую информацию о туристском продукте и исполнителе, в том числе за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации;

за реализацию туристского продукта, содержащего в себе недостатки, в том числе за нарушение требований к качеству и безопасности туристского продукта;

за нарушение сроков оказания услуг и иных условий договора о реализации туристского продукта;

за включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с условиями, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

за причинение вреда жизни и здоровью потребителя, а также его имуществу вследствие недостатков туристского продукта.

Предъявляя претензию, турист должен указать, какие обстоятельства, по его мнению, свидетельствуют о неисполнении или ненадлежащем исполнении туроператором (турагентом) обязательств по договору о реализации туристского продукта, а также приложить документальное подтверждения указываемых обстоятельств (при их наличии).

С 01 июня 2007 года вступила с силу новая редакция Федерального закона РФ от 24.11.1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», в соответствии с которой осуществление туроператорской деятельности на территории РФ допускается только при наличии у туроператора финансового обеспечения в виде наличия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами.

В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, если это является существенным нарушением условий договора, турист и (или) иной заказчик туристского продукта имеет право обратиться непосредственно в организацию предоставляющему финансовое обеспечение туроператору с требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

К существенным нарушениям туроператором договора о реализации туристского продукта относятся:

неисполнение обязательств по оказанию туристу и (или) иному заказчику входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению;

наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта.

Порядок обращения к страховщику или к гаранту с требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии, определен Федеральным законом РФ от 24.11.1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ».

В частности в законе указано, что в требовании туриста и (или) иного заказчика направляемом страховщику или гаранту указываются:

фамилия, имя и отчество туриста, а также сведения об ином заказчике (если договор о реализации туристского продукта заключался заказчиком);

дата выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве финансового обеспечения ответственности туроператора;

номер договора о реализации туристского продукта и дата его заключения;

наименование туроператора, которому предоставлено финансовое обеспечение;

наименование турагента (если договор о реализации туристского продукта заключался между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, действующим по поручению туроператора, но от своего имени);

информация об обстоятельствах (фактах), свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении туроператором (турагентом) обязательств по договору о реализации туристского продукта;

ссылка на обстоятельства, послужившие причиной обращения туриста и (или) иного заказчика к страховщику или гаранту;

размер денежных средств, подлежащих уплате туристу и (или) иному заказчику в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе размер реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в связи с его расходами по эвакуации;

в случае, если требование об уплате денежной суммы предъявляется по банковской гарантии гаранту, - реквизиты документа, свидетельствующего об отказе туроператора в добровольном порядке удовлетворить требование о возмещении реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, и (или) номер и дата вступившего в законную силу судебного решения о возмещении туроператором указанного реального ущерба.

К требованию турист и (или) иной заказчик прилагают следующие документы:

копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением оригинала указанных документов);

копию договора о реализации туристского продукта (с предъявлением его оригинала);

документы, подтверждающие реальный ущерб, понесенный туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором (турагентом) обязательств по договору о реализации туристского продукта.

К требованию туриста и (или) иного заказчика к гаранту прикладываются также копия документа, свидетельствующего об отказе туроператора в добровольном порядке удовлетворить требование о возмещении реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по договору о реализации туристского продукта, и (или) копия судебного решения о возмещении туроператором реального ущерба.

Письменное требование туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть предъявлено страховщику или гаранту в течение срока действия финансового обеспечения.

Страховщик или гарант обязан удовлетворить требование туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии не позднее 30 календарных дней после дня получения указанного требования с приложением всех необходимых документов.

В порядке предусмотренном действующим законодательством РФ, турист и (или) иной заказчик туристского продукта также имеет право обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.  

 

Юрист РОСТ Ветошкин Андрей Александрович, т. 213-22-21